На главную

Поддержим культуру

Среди недавних около профессиональных интересов нашего спецкора – инвестиции в арт-рынок. Всей редакцией мы ждём, когда Лев Андропов сделает первое крупное вложение, но он не торопится и дотошно изучает культуру с позиции бизнеса. На очередной планёрке Лев светился возмутительно довольной улыбкой. «Купил?» – предположили мы. «Даже лучше!» – прозвучало в ответ.

С прошлого года, дорогие читатели, я готовлюсь к важнейшему международному событию Петербурга – Культурному форуму (UPD: отменён решением Минкультуры России). На днях анонсируют программу, но уже сейчас аккредитация журналиста дарит мне возможность общения со спикерами. Набрав побольше воздуха в лёгкие, я отправился в этот заплыв – и судьба мне улыбнулась, ведь приятному собеседнику с инсайдами радуешься не иначе как редкой жемчужине. Моим первым визави стала директор по развитию Музея русского импрессионизма Дарья Ковальчук, на форуме она выступит экспертом практической программы «Культура 2.0», где будут обсуждаться вопросы технологий, инклюзии и точки соприкосновения бизнеса с культурой, но об этом мы расскажем позже.

Дарья Ковальчук

Дарья работает с культурными институциями больше 10 лет и, как мне показалось, знает те тонкости фандрайзинга и привлечения инвестиций в культуру, о которых не пишут в учебниках и гидах для начинающих инвесторов. Мы, конечно, много говорили про импрессионистов, но главное – обсудили ошибки спонсорства и роль частных меценатов в развитии арт-рынка.

Ключевой ошибкой, по словам Дарьи, является сам подход к работе со спонсорами: несистемное планирование сотрудничества, слишком позднее или ситуативное обращение к спонсорам, представление материалов, не ориентированных на задачи бизнеса и не проработанных до ожиданий корпоративного рынка.

«В работе со спонсорами необходимо проявлять опережающий подход: изучить рекламную стратегию, а также ключевые коммуникационные и корпоративные задачи компании и предложить со стороны культурной институции тот набор оригинальных проектов и инструментов, который закроет их гораздо интереснее и элегантнее, чем стандартные инструменты рекламы».

«С музеями работают и обычные люди, изначально имеющие интерес к культуре и желающие внести свой вклад в сохранение культурного наследия и просвещение своей аудитории на уровне компании, клиентов, региона, страны. В России зачастую инвестируют в спорт, образование и поддержку социально неустойчивых групп населения, но только поддержка сферы культуры может создать долгосрочный социальный капитал для самой широкой аудитории».

Впрочем, не буду скрывать, что мой интерес кружил над темой меценатства – о чём ещё размышлять преуспевшему в жизни джентльмену (осталось только им стать). Разумеется, меня порадовали слова Дарьи о том, что поддержка частных меценатов складывается зачастую гораздо быстрее и приятнее, чем общение на уровне корпоративного спонсорства.

«Крайне важно планомерно поддерживать лояльность патронов, выстраивать с ними почти «приятельские» отношения, поддерживать интерес их семьи и окружения к работе культурной институции. Развитие сегмента частного меценатства мог бы значительно поддержать грамотно проработанный закон о налоговом вычете НДФЛ на сумму пожертвования, но не многие культурные институции соответствуют критериям НКО, прописанным в последней версии Налогового кодекса».

Из нашей беседы я вынес две мысли. Во-первых, арт-рынок значительно глубже и любопытнее. Так сразу в эту реку не зайдёшь, и лучше мир культуры изучать с проводником – как в контексте досуга, так и бизнеса. Во-вторых, близится всероссийский дедлайн по уплате налогов на всё и вся, а значит, пора освежить тему налогообложения доходов по вкладам. Интересно, что об этом пишут на сайте Банка?

Подробнее