Обсуждая планы на затяжные майские, редакция журнала больше всего удивилась намерениям Льва Андропова: наш штатный экспериментатор и специальный корреспондент, вооружившись старыми газетами, собрался искать украденное «золото» Балтики. Все подробности – в отчёте Льва.
Никакими поисками в духе охотников за сокровищами я, конечно же, заниматься и не думал. Накануне предпраздничной планёрки мне на глаза попалась тематическая подборка старых газет, собранная ещё дедушкой. Он не очень любил говорить про войну, но с особым оживлением рассказывал про трофейное искусство – украденные в годы Великой Отечественной войны культурные ценности. Взглянув на бережно вырезанные заметки о судьбе национального достояния, я категорически решил прочитать их все, но вас познакомлю с самым загадочным сюжетом – про царскосельский шедевр.
Как вы, дорогие читатели, могли догадаться, речь идёт об утраченной в середине прошлого века Янтарной комнате. В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга мастера Ленинградской школы реставраторов восстановили её в полном объёме из калининградского янтаря, или, как его ещё называют, «золота» Балтийского моря.
Янтарная комната – шедевр искусства XVIII века. Изначально прусский Янтарный кабинет, созданный по заказу короля Фридриха I и позже подаренный Петру I. Был дополнен золотыми пилястрами по эскизам Растрелли и собран в Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе. В 1941 году шедевр был вывезен немецкими войсками в Кёнигсберг (Калининград), после чего бесследно исчез.
Из оригинального убранства комнаты XVIII века в Екатерининском дворце сейчас представлен комод, случайным образом найденный в 1970-х в Западном Берлине. Тогда как янтарный декор – копия, блестяще воссозданная по старым чертежам и, между прочим, чёрно-белым фотографиям! Но куда же подевался оригинал? Увы, эту загадку историки пока ещё не раскрыли. Впрочем, судьба Янтарной комнаты – это бесконечные споры и открытия.
Ранее считалось, что её спроектировал немецкий скульптор Андреас Шлютер для украшения резиденции прусской королевы Софии Шарлотты в Литценбурге. Но в 2000-х немецкие исследователи установили, что автором Янтарного кабинета был архитектор Шарлоттенбургского дворца Иоганн Фридрих Эозандер. Он не поладил с резчиком по янтарю Готфридом Вольфрамом, чьи задокументированные жалобы и помогли установить авторство проекта. Но далеко не интриги придворных мастеров Прусского королевства заставляют кладоискателей тратить жизнь и все сбережения на поиски оригинальной Янтарной комнаты.
Как известно, к августу 1942 года искусствовед Альфред Роде собрал в Кёнигсбергском замке вывезенные из СССР панели в исторический Янтарный кабинет – ценнейшую немецкую реликвию и достояние народа, как считали его современники. В феврале 1943 года под угрозой бомбёжки кабинет разобрали и спрятали в хранилище филиала Имперского банка. И с этого момента судьба шедевра раскололась на сотни версий.
Хранились ли потом ящики с заветным янтарём в подвалах северного флигеля замка по соседству с винными шкафами ресторана «Блютгерихт»? Или гауляйтер Восточной Пруссии Кох вывез кабинет до штурма Кёнигсберга? Если вывез, то копию элементов Растрелли или прусский оригинал? Была ли учтена Янтарная комната в реестре трофеев? Могла ли она погибнуть на борту «Вильгельма Гуслоффа»? Неужели ей расплатились с долгами по ленд-лизу? А может, янтарные панели сгорели при бомбардировке? Но тогда каким образом спустя годы её фрагменты обнаружили у немецкого нотариуса?
Со всеми этими вопросами я отправился на экскурсию в Царское Село. Выбрав второй маршрут, включающий осмотр Лионского зала, выставки про семью Романовых и той самой Янтарной комнаты, не обращая внимания на типичную для Петербурга морось в преддверии майских гроз, я замер перед блеском янтаря в ожидании откровения.
Да, дедушка бы отметил: это не совсем «та самая» Янтарная комната. Да, загадки прошлого не всегда открываются потомкам. Но в окружении медово-золотой атмосферы искусства возникают и другие вопросы.
– А что такого ценного в этой комнате? Янтарь и янтарь. Вон, в Калининграде на каждом углу продают из него бусы. – Удивилась женщина средних лет.
– Что ж, кому-то дарят янтарные бусы, а вот Петру подарили целую комнату! – С улыбкой ответил экскурсовод.
Я же задумался: может, в послевоенном хаосе подарок Петру I и был безвозвратно утрачен, но реставраторы создали янтарный шедевр, ни в чём не уступающий оригиналу. Впрочем, в Калининград я всё-таки слетаю. А что? Во-первых, бывший Кёнигсберг входит в госпрограмму субсидирования поездок по России. Во-вторых, надо же самому проверить, что «золота» Балтики там больше нет.