На главную

Женское это дело

Когда спорят о роли женщин в истории, часто приводят аргумент: «Ну сколько женщин-учёных ты можешь назвать, а президентов? Не женское это дело». Но почему-то все забывают, что долгое время у женщин не было доступа даже к образованию. Рассказываем о великих русских женщинах, которые через тернии нашли путь к звёздам.

Екатерина II

Устроила дворцовый переворот, расширила границы Российской империи, переписывалась с французскими философами и умела любить

София Августа Фредерика росла в небольшом немецком городке, много училась и ждала своей участи жены какого-нибудь принца.

«Каким-нибудь» оказался император Пётр III, внук Петра Великого. Четырнадцатилетняя Августа приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны и довольно быстро поняла, что двор наследника не любит. И было за что: Пётр увлекался алкоголем, в свободное время играл в солдатиков и ненавидел всё русское. А Екатерина – любила.

В 1762 году будущая императрица устроила дворцовый переворот и открыла страницу «золотого века русской истории».

Немецкие княжества вроде того, где выросла Екатерина, мало что значили на политической арене. И были идеальным «фондом» невест для Европы: статус правителей позволял их дочерям выходить замуж за монархов. Но при этом такие союзы не накладывали серьёзных политических обязательств. Екатерина «всё сломала».

Майя Плисецкая

Станцевала «Лебединое озеро» более 800 раз, стала музой эпохи, предпочла материнству сцену

В семье Майи почитали искусство: мама была актрисой, тётя и дядя танцевали в балете, ещё одна тётя – звезда драматического театра. Но в семье случилось горе: отца репрессировали по подозрению в шпионаже, мать выслали в лагерь жён изменников Родины вместе с новорождённым сыном. От детдома Майю спасла тётя Суламифь Мессерер – балерина Большого театра.

Начало карьеры Плисецкой – в разгар Второй мировой войны, титул примы Большого театра – в 35 лет, всемирное признание – на фоне подозрений в шпионаже и запрета на выезд за границу. Но Майя продолжала танцевать.

Визитная карточка балерины — «Лебединое озеро», балет, который стал символом России наряду с собором Василия Блаженного. В СССР всех почётных гостей Хрущёв обязательно водил в Большой театр. Как-то раз он признался Плисецкой: «Как подумаю, что вечером опять “Лебединое” смотреть, аж тошнота к горлу подкатывает. Балет замечательный, но сколько же можно».

Вера Гедройц

Стала первой женщиной-хирургом, писала стихи, спасла японского принца от смерти

Смелая, высокая, трудолюбивая, Вера по стандартам XIX века была некрасивой. И уж тем более её революционные настроения не уживались со статусом молодой княжны. Когда в 13 лет она сочинила едкие эпиграммы – её отчислили из гимназии. Так Вера попала на медицинские курсы.

Судьба Гедройц – сплошные противоречия. Первая женщина-хирург, талант которой признали за границей, вернулась в Россию. Воодушевлённая революционными идеями, она работала врачом у Романовых, а потом стала фронтовым хирургом. До прихода большевиков за ней следила полиция, после – чекисты. Но талант и благодарные пациенты всегда спасали и от тех, и от других.

В перерывах между операциями Вера писала стихи, которые публиковали наравне с произведениями Ахматовой, Мандельштама и Маяковского. Например, эти фронтовые строки:

Галина Балашова

Проектировала первые советские орбитальные станции, рисовала акварели для космонавтов, создала самую растиражированную эмблему «Союз – Аполлон»

Все знают, кто такая Валентина Терешкова. Но о Галине Балашовой знают единицы. Долгое время труды архитектора были засекречены, и только в 2015 году немецкий книгоиздатель посвятил Галине выставку и монографию, которая всколыхнула интерес к советской художнице.

Галина была первым космическим дизайнером в СССР, ей принадлежат проекты орбитальных станций «Салют-6» и «Мир», корабля «Буран» и дизайн знаменитой эмблемы «Союз – Аполлон».

Из-за строгой засекреченности всего проекта начальство вынудило Галину отказаться от авторства (и от авторских отчислений) на эмблему. А над проектом станции «Мир» художница трудилась уже на пенсии, подрабатывая сторожем.

Балашова отвечала за пространство для жизни внутри космического корабля: из металлической «голой» полости она создавала уют и комфорт. Мягкая обивка «дивана», подобие серванта и даже акварели для интерьера космических «домов» – земному уюту в невесомости искренне удивлялись американские космонавты, привыкшие к спартанским условиям. Тогда она была первой и единственной в своём роде.

Софья Ковалевская

Стала первой женщиной-математиком в России, организовала фиктивный брак для учёбы за границей, написала повесть о правах женщин

В детстве комната Софьи вместо обоев была оклеена лекциями о дифференциальном и интегральном исчислении. Так всё и началось. В 16 лет она уже изучала математический анализ с лучшим педагогом того времени. Но продолжить обучение не могла.

В конце XIX века женщины в России не могли поступить в высшее учебное заведение. Тогда Ковалевская в тайне от родителей уговорила друга семьи заключить с ней брак, чтобы выйти из-под влияния отца и получить письменное разрешение на обучение за границей. Спустя несколько лет Софья блестяще защитила в Берлине докторскую диссертацию по теории дифференциальных уравнений.

Ковалевская писала научные статьи и художественную прозу на трёх языках: русском, немецком и шведском. Один из романов она написала на основе математической теории о дифференциальных уравнениях. По сюжету жизненный путь главных героев – это две параллельные линии происходящего и их возможные вариации.

Нам точно есть чему поучиться у этих женщин: как минимум целеустремлённости, как максимум – умению принимать правильные решения. Будьте решительны – откройте срочный вклад «Весеннее настроение» и получайте максимальный доход уже через месяц. Подробнее об условиях на сайте abr.ru.

Подробнее