На главную

Душегрея, кафтан и меховая ротонда

Одежда прошлого кажется чрезмерной, вычурной и не очень удобной. Но кое-что мы можем позаимствовать у предков взамен пуховикам и плащам. Рассказываем, как утеплялись на Руси и спасались от холода в эпоху платьев с декольте.

Средневековье: чем шире и длиннее, тем лучше

Долгое время мода в России была статичной и в каком-то смысле уникальной. Фасоны хоть и заимствовали, но на русской земле с суровым климатом и христианством получалось что-то особенное и ни на что не похожее. Так было до Петра I, но об этом чуть позже.

Крой одежды был простой, это легко объяснить возможностями швейного производства в то время. При этом чем богаче и выше по иерархии человек, тем изысканнее узоры и украшения его образов. Интересно, что одежда была универсальной: женский и мужской костюм сильно не отличался.

Собираем осенний образ для выхода в люди

Отличительная черта русского костюма – многослойность: ни о каких открытых плечах или коленях речи и не шло.

Первый слой – кафтан

Кафтан – база гардероба, по значимости и популярности его можно сравнить с современной футболкой. В зависимости от случая фасоны немного отличались: приталенный на – службу, с укороченными рукавами в – дорогу, на меху для зимы и с широкими манжетами для торжества.

По крою кафтан напоминает плотный длинный халат, надевали его на нижнее бельё – рубаху. Длинные рукава использовали как перчатки, талию подпоясывали, подол сзади делали чуть короче, чтобы было видно узоры на сапогах.

Отличительная черта парадного кафтана – «кляпыши» – два ряда пуговиц, которые начинались под горлом и спускались по подолу. Воротник и манжеты украшали драгоценными камнями.

Второй слой — охабень

Поверх кафтана народ побогаче надевал охабень, что с древнерусского означает «обнять» или «обхватить». Собственно, охабень «обнимал» хозяина: длинные рукава закидывали за спину и связывали узлом.

Шили такую накидку из дорогих тканей – парчи и бархата, а зимой подбивали мехом. Жёсткий четырёхугольный воротник украшали драгоценными камнями. Рукава в холод использовали как муфту, а в помещении – завязывали.

Крестьяне тоже носили охабень, но из дешёвой ткани без украшений, и нежно называли парадную накидку «охобнишко» или «охабенек».

Более престижная вариация охабня – ферязь. Это тот же «халат», но с очень широким подолом и рукавами до колен. Поговорка «работать засучив рукава» или «спустив рукава», по легенде, произошла по мотивам этого предмета гардероба.

Третий слой – душегрея или коротенька

Этим ласковым словом называли короткую жилетку, которую носили в основном женщины. В зависимости от статуса обладательницы и региона проживания душегрея выглядела как набитая ватой или меховая жилетка до талии. Чуть позже её заменила пелерина. 

Что позаимствовать из моды Средних веков?

Беречь себя и одеваться тепло! И не важно, что слишком много одежды: здоровье важнее. К тому же многослойность из моды не выходит: тонкий пуховик (душегрея) под осеннее пальто спасает от самых промозглых ветров, а в метро лёгкую куртку можно снять, чтобы не «зажариться».

Петровские времена: узкие силуэты и демисезонная одежда

Пётр I после поездки в Голландию в XVII веке вдохновился не только архитектурой, но и модой европейцев. С именем императора историки в принципе связывают появление в России такого понятия, как мода.

Как мы помним, император действовал крайне решительно. Поэтому издал официальный указ, согласно которому русские кафтаны нужно было поменять на узкие венгерские и немецкие, а женщинам широкие сарафаны – на пышные французские платья. Для наглядности в городах устанавливали чучела, одетые по новым правилам. Такие меры должны были изменить не просто одежду, а мышление и облик русского человека. А вместе с этим – имидж страны.

Жюстокор

Так называлось французское верхнее мужское платье, которое было заметно короче традиционного кафтана. Сверху жюстокор плотно облегал торс и расширился книзу. В этом был практический смысл: двигаться в таком кафтане было намного удобнее. Носили платье с камзолом (нижней сорочкой) и кюлотами (укороченными брюками).

Костюм был универсальным для любой погоды. Но зимой кафтаны подбивали мехом, сверху надевали суконный плащ с капюшоном (епанчу), а летние башмаки с чулками меняли на высокие сапоги.

Украшения, изящныне детали, такие как броши, блестящие запонки, жабо и кружева, были обязательной частью костюма. Постепенно в моду вошёл парик, на который надевали фетровую треуголку.

Роба

Женщинам в петровские времена переход на европейскую моду дался намного тяжелее. Вместо широких, закрытых и многослойных нарядов дама должна была носить узкое, открывающее плечи и грудь платье с корсетом. Истории, когда девушки падали в обморок – совсем не выдумка.

Костюм столичной дворянки XVIII века состоял из широкой юбки с каркасом, тугого корсажа и робы. Последняя выглядела как длинное распашное платье, богато расшитое камнями и кружевами. Костюм был не просто одеждой, но причиной соревнования в изощрённости украшательств. Поэтому в какой-то момент Екатерина II издала указ, ограничивающий, например, количество кружев на робе.

И всё бы ничего, но тонкие платья с открытыми плечами были совсем не приспособлены к суровой зиме. К тому же корсет способствовал заболеваниям лёгких и желудка. Но ослушаться императора никто не решался – приходилось изощряться.

Например, нижнюю юбку простёгивали ватой, а поверх робы носили платки, косынки и меховые накидки. Но главное достижение этих времён – шерстяные чулки.

Что позаимствовать из проевропейской моды петровских времён?

Идти от обратного: одеваться только в комфортную и безопасную для здоровья одежду. Парик, конечно, тоже в какой-то степени спасает от холода, но шапка практичнее. А вот шерстяные чулки – отличная идея. Заменить их можно на современное тонкое термобельё.

Серебряный век: бунт и функциональность в одежде

Противоречивость рубежа XIX и XX веков отразилась и на моде. С одной стороны – изысканная аристократичность, манерность и модерн, с другой – эра промышленного рывка, новых технологий и прогресса.

Женщина-цветок

Так называли популярный силуэт одежды, которому подчинялись все: пышность ушла наверх. Например, популярный у женщин костюм-тальер состоял из прямой облегающей юбки в форме бутона лилии и жакета с объёмными рукавами – буфами. Чуть позже стали популярны блузки из батиста и шёлка, расшитые кружевами.

По этикету женщины могли менять платья по 6–7 раз в день: для дома, прогулок, визитов, приемов, путешествий, театра. И в холодное время года дама не могла позволить себе выглядеть небрежно, поэтому верхняя одежда – накидки, пальто и жакеты – повторяли силуэт основного костюма с пышными фонариками на плечах.

Английские щёголи

Мужская мода серебряного века, наоборот, пришла к сдержанному консерватизму. Иконой стиля для Европы тогда был английский Принц Уэльский: клетчатый рисунок на ткани для мужских костюмов до сих пор носит его имя. Самым популярным предметом гардероба русского аристократа был сюртук (пиджак с длинными полами) и его разновидности – фрак и смокинг. Дополняли такой костюм жилет с мелкими узорами, манишка с накрахмаленным воротником и брюки.

Зато в верхней одежде появилось больше многообразия. У каждого уважающего себя джентльмена должен был быть классический английский набор: длинный плащ без рукавов с пелериной (гавелок), водостойкий плащ (макинтош) и шерстяное пальто с отверстиями для рук вместо рукавов (макферлан), который в России называли «крылаткой».

Что позаимствовать из моды серебряного века?

Не ждать особого случая для своих лучших нарядов! Даже когда на улице непогода, выбирать непромокаемый макинтош, зонт-трость и английскую кепку вместо полиэтиленового дождевика и резиновых сапог.

Если гардероб нужно утеплять, то финансы – укреплять. Зимние праздники и отпуска не за горами. Откройте вклад «Бархатный сезон» от Банка «РОССИЯ» и получите максимальный доход в короткие сроки. Подробнее об условиях – на сайте abr.ru.

Подробнее