Чем мы ближе к современности, тем чаще задаёмся вопросом: «А что будет дальше?» Устраивайтесь поудобнее: в нашей подборке – кино о несбывшемся прошлом и будущем, где андроидов не отличить от человека, а полёты в космос сродни поездке в метро. Выбираем лучший сценарий развития событий и учимся на ошибках героев.
Внеземная цивилизация
«Аэлита», 1924
Этот фильм стоит увидеть хотя бы потому, что это первая картина о полёте в космос, ещё и снятая в СССР. Режиссёр Яков Протазанов довольно смело интерпретировал одноимённый роман Алексея Толстого.
1921 год, страна в разрухе после Гражданской войны, а главный герой строит космический корабль, чтобы отправиться на чужую планету по зову марсианской цивилизации.
Итог: как бы ни манили другие миры с прекрасными царицами, свой, хоть и не идеальный, всегда лучше.
Сверхчеловек
«Гаттака», 1997
«Гаттака» издалека напоминает «1984» Оруэлла – антиутопию об идеальном обществе. Только в фильме применяют меры ещё более радикальные: изменяют ДНК зародыша.
Итог такого эксперимента – доминирование «идеальных» людей, в руках которых вся власть. И создание, по сути, фашистского общества. Декорации, в которых происходит действо, подчёркивают суровые нравы: здесь нет места эмоциям, сочувствию и эмпатии. Куда важнее эффективность, продуктивность и «правильные» гены.
Итог: в стремлении к самосовершенствованию нет ничего плохого. Но идея о сверхчеловеке уже доказала свою недееспособность. Вспомните хотя бы Ницше.
Роботы
«Бегущий по лезвию», 1982
Мрачный киберпанк-нуар, снятый по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», в своё время предложил свою картинку о будущем. Кишащие людьми города, многоуровневые высотки и неоновый свет.
В этом будущем главный герой Декард охотится за репликантами: андроидами, неотличимыми от людей. Главной идеей фильма стал бунт искусственных людей за право быть «живыми». И это тот случай, когда, посмотрев фильм, можно смело садиться за книгу: там ещё интереснее и сложнее.
Итог: классно, когда робот пылесосит квартиру. Но ещё этот робот может захотеть жить твою жизнь.
Инопланетный контакт
Притяжение (2017), Вторжение (2019)
Инопланетяне – ещё одна тема, которой интересуется человечество. Что там прилетит с другой галактики: доброе или злое? Оба фильма Бондарчука-младшего рассказывают о том, как бы это произошло в декорациях Москвы (спойлер: эпично).
И если «Притяжение» – история о хорошем пришельце и любви, то «Вторжение» может заставить чувствовать себя некомфортно: инопланетный корабль повелевает всеми цифровыми системами. А в мире, где мы окружены технологиями, – это пугает.
Итог: даже среди монстров есть славные малые, даже среди людей есть монстры.
Космос
«Солярис», 1972
Главный герой по имени Кельвин отправляется на планету Солярис, чтобы в составе группы учёных исследовать таинственную материю её океана. Но на месте находит измученных необъяснимой силой людей.
Каноническая классика Тарковского, снятая по одноимённому роману Лема, – это не только бесконечно завораживающая картинка на экране, но и большая драма о человеке, одиночестве в космосе и коммуникации с внеземным разумом.
Итог: покорять космос лучше добровольно, а не в попытках найти себе новенький дом взамен потрёпанной Земли. Так что заменяем пластиковые пакеты на многоразовые сумки, а бездумное потребление – экологичными локальными брендами.
Искусственный интеллект
«Она», 2013
Мир главного героя красивый, комфортный, без летающих машин и ужасающих высоток. Вот только в этом прекрасном мире людям по-прежнему бывает одиноко.
Теодор (Хоакин Феникс) работает в компании, где пишет трогательные письма людям. Но насколько хорошо он знает о чувствах других, настолько плохо о своих. Так он находит друга, а потом и возлюбленную в лице новейшей операционной системы. Она идеальна: понимает, слушает, радуется, интересуется. Вот только она – голос без материальной оболочки.
Итог: пока мы ругаемся с «умной» колонкой, представить искусственно созданный разум, схожий с человеческим, сложно. Но сама идея о совершенном интеллекте, с которым можно вести беседы, завораживает.
Виртуальная реальность
«Первому игроку приготовиться», 2018
В фильме Стивена Спилберга будущее видится полувиртуальным. К чему мы уже и так близки. Вот только герои «Игрока» живут в постапокалиптических трущобах, а всё свободное время проводят в виртуальной игре «Оазис», где можно стать кем угодно. Там же находят друзей и врагов, влюбляются и разочаровываются.
Итог: у VR большой потенциал. Например, с её помощью можно было бы раскрывать преступления, переживать ощущения другого человека, учиться и путешествовать. Но ценность отношений с людьми в реальном мире куда важнее, чем в вымышленном.
Путешествия во времени
«Овечка Долли была злая и рано умерла», 2014
Фильм Алексея Пименова – это любовно выписанные 80-е, где автоматы с газировкой, очереди за колбасой, «варёнки» и песни под гитару во дворе. Главный герой картины оказывается в молодости своего отца, где по-новому смотрит на прошлое поколение.
Итог: как ни странно, но путешествия во времени заставляют нас ещё больше ценить жизнь здесь и сейчас.
Если вам не безразлично то, что происходит в современной российской науке, то загляните в инновационный центр «Сколково» – такое будущее выглядит куда оптимистичнее.