Что общего у Екатерины II, рядовой советской женщины и дивы Ренаты Литвиновой? Благородный аромат «Красной Москвы»! Все подробности – в нашем парфюмерном путешествии в прошлое.
Духи для императриц
Считается, что каждая вторая женщина в Советском Союзе пахла «Красной Москвой» – самым популярным ароматом фабрики «Новая заря» (бывшая «Брокаръ и Ко»). Товарищи дарили их любимым на праздники, иностранцы увозили с собой как сувенир. Но история знаменитого аромата началась ещё до Октябрьской революции, и следы её путаются в легендах.
По одной из версий, прототипом советского одеколона для женщин №1 послужили духи «Любимый букет императрицы», созданные в 1913 году сыном французского мыловара Августом Мишелем для Марии Фёдоровны к 300-летию Дома Романовых. По другой – исходный аромат сочинил поставщик императорского двора Генрих Брокар в 1880-х годах, вдохновляясь Екатериной Великой, откуда появилось название «Букет императрикс». Не исключено, что это был один и тот же аромат: Генрих Брокар владел «Брокаръ и Ко», которую после его смерти возглавила супруга Шарлотта и уже небезызвестный вам француз с летним именем.
Утерянный рецепт
Ещё одна легенда отсылает к французскому аромату L’Origan от Франсуа Коти, не остались без внимания и схожие по цветочно-альдегидному звучанию «Шанель №5» Эрнеста Бо. Однако без домыслов и наверняка утверждать можно лишь то, что в 1920-х годах сложно было повторить рецептуру императорских лет: в СССР физически было не достать душистые компоненты дореволюционного типа – их либо изъяли из оборота, либо заменили на современные. Впрочем, Август Мишель, оставшийся работать в России после революции, мог воспользоваться фабричными запасами эфирных масел, ведь коллекционеры утверждают, что советским парфюмерам удалось-таки передать характер ароматной симфонии ириса, бергамота и иланг-иланга.
И хотя непосредственным созданием «Красной Москвы» занимались мужчины, без двух великих женщин аромат не появился бы на прилавках. Евдокия Уварова, возглавившая «Новую зарю», трепетно берегла парфюмерное наследие Брокара и сохранила за Мишелем рабочее место. А вспомнила про уникальный аромат и пролоббировала его руководству страны супруга будущего председателя наркомов Вячеслава Молотова (того самого) – Полина Жемчужина, ставшая впоследствии наркомом рыбной промышленности. Благо к тому моменту у неё уже были духи, способные затмить следы трудовых будней!
Аромат, ставший легендой
Как утверждают на фабрике «Новая заря», «Красную Москву» нужно почувствовать и тогда в её ароматных объятиях можно раствориться. Лучше производителей мы не скажем:
«Знакомство с ароматом происходит с верхних нот. Насыщенные цитрусово-пряные мотивы бергамота, кориандра и нероли повышают настроение, заряжая энергией на весь день. Самая звучная и усложненная нота ароматной прелюдий – нероли. Благодаря ей звук кориандра раскрывается постепенно, придавая аромату изысканные черты. «Красная Москва» – звучание жизни, где правит столичный шик.
Ноты сердца всегда загадочны и притягательны. Игра дивной розы придает аромату неповторимый стиль, непревзойдённый шарм. Её аккорды, разливаясь многогранной свежестью, красиво поддерживают манящие своей приятной сладостью ноты иланг-иланга и привлекательного жасмина. Такое сочетание звуков интригует и приглашает заглянуть ещё глубже.
В базовых нотах звучит самая суть – душа композиции. В цветочно-пудровых нотах ириса можно услышать тайны, которые хранят старые переулки. Приятные звуки ванили расскажут о столичной гостеприимности, а благоухающие ноты бобов тонка создают многогранную атмосферу ритмичной жизни.
Бесспорно, «Красная Москва» – это праздник и быт, желания и возможности, история, сохраненная в условиях реального времени».
Источник: shop.novzar.ru
Неудивительно, что аромат с такой богатой историей и энергией всесоветской любви использовался кинорежиссёрами для раскрытия женских образов. В «Девчатах» 1962 года флакон «Красной Москвы» красуется на тумбочке в общежитии. Шура из «Здравствуй и прощай» 1972 года заходит в парфюмерный магазин и восхищается главным советским шиком. Сценаристы «Опасного возраста» 1981 года, продумывая персонаж эксперта-парфюмера, решили эталонным для него сделать именно «Красную Москву». А в «Покровских воротах» 1982 года Рита вручает своему молодому человеку Костику заветный флакон, чтобы тот задобрил им будущую тёщу.
С экранов «Красная Москва» перекочевала и в реальную жизнь кинодив. Рената Литвинова, не огранивающая себя ни в страстях, ни в удовольствиях, часто упоминала во время интервью о своей любви к легендарному аромату.