Образ художника обычно ассоциируется с жизнью во имя высокой идеи, полной отдачей искусству и – бедностью: «Настоящий художник должен быть голодным». Но сколько на самом деле зарабатывали Крамской, Репин или Айвазовский?
Илья Репин
В 16 лет начинающий художник приехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. В своей автобиографии «Далёкое близкое» он вспоминает, что в его кармане было 47 рублей на «бог весть какое время»:
«Мой хлеб стоил три копейки, а чай – шестьдесят копеек за фунт; сахар вприкуску тоже не дорого обойдется! “Ведь вот чем можно питаться”, – подумал я. И так обрадовался своему открытию, что страх мой перед возможностью голодной смерти отходил».
Или вот пример: Репин снимал комнату на Васильевском острове за пять рублей в месяц. По дороге в Санкт-Петербург он нашёл подработку – писал образа для сельской церкви (примерно один в день) и получал за каждый пять рублей. И это в то время, когда он был никому не известным провинциальным художником.
Согласитесь, не такая уж плохая студенческая жизнь? А после окончания Академии Илья Репин становится известным в художественных кругах мастером и получает первые большие заказы.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)
Гонорар: 14 500 рублей
Что можно было купить на эти деньги:
чёрный лисий мех (7 000 ₽),
300 баранов (6 000 ₽),
9 пудов свежей садковой икры (900 ₽),
4 револьвера системы Смита-Вессона (100 ₽).
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–1891)
Гонорар: 35 000 рублей
Что можно было купить на эти деньги:
2 усадьбы в Витебской губернии (12 000 ₽),
2 хребтовые шкуры соболей (6 000 ₽),
2 меховые шкуры голубого песца (2 000 ₽),
меховую шкуру камчатского бобра (1 500 ₽).
Михаил Врубель
Но некоторые художники были не поняты в своё время и вкупе с неудачным менеджментом были не так успешны. Врубель нисколько не уступал в мастерстве Репину или Айвазовскому, но в отличие от них не получал заказов от царей и султанов.
Однажды известный меценат Савва Мамонтов заказал у Врубеля панно за 3 000 рублей, а когда художник пришёл за деньгами, Мамонтов заплатил только 25 рублей. Протестовать было бессмысленно: художник был на мели и заступиться за него было некому.
Константин Коровин так описывал его образ жизни:
«Врубель мог жить месяц на три рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал».
Можно представить, сколько бесценных работ художника так и остались без внимания и сколько на этих работах мог заработать сам Врубель.
«Демон поверженный» (1902)
Гонорар: 3 000 рублей
Что можно было купить на эти деньги:
100 пудов сдобных сухарей (1 000 ₽),
70 пудов свежей осетрины (700 ₽),
50 пудов макарон (200 ₽),
50 пудов подсолнечного масла (300 ₽),
50 пудов бензина (200 ₽),
8 матрасов, набитых конским волосом (400 ₽).
Иван Крамской
Когда в 1863 году 14 художников со скандалом ушли из Академии художеств, возглавил этот бунт Иван Крамской. Он же стал основателем независимого художественного объединения – Артель художников.
Расходы на создание картины были очень небольшие. Например, стандартный подрамник стоил от 20 до 40 копеек, холст длиной в 70 см – около 10 копеек, краски – от 20 копеек до 6 рублей за 400 граммов.
Поэтому себестоимость картины, скажем, в 1000 рублей составляла не более 20–40 рублей. Всё остальное – авторитет мастера, щедрость заказчика и влияние покровителя.
Крамской, как и Репин, приехал в Петербург из глухой провинции. Но уже во времена Артели работал ретушёром у фотографа, где получал за каждый портрет 400 рублей. А это, между прочим, годовая зарплата мелкого чиновника где-нибудь в канцелярии.
«Христос в пустыне» (1872)
Гонорар: 6 000 рублей
Что можно было купить на эти деньги:
печь штучную с живописью (900 ₽),
5 стоп ватмана (800 ₽),
100 форелей в 14 вершков (2 000 ₽),
250 угрей в 16 вершков (500 ₽),
500 щук в 18 вершков (500 ₽),
200 бутылок красного вина шато-лафит (500 ₽).
Иван Айвазовский
Судьба Ованеса Айвазяна (настоящее имя) – мечта любого художника. Он прожил 82 года, занимаясь любимым делом, прославился на весь мир и удостоился звания академика. Специальным императорским указом Айвазовского причислили к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.
Самый известный художник-маринист писал очень много: на одну картину он тратил максимум несколько дней. Официально ему присваивают около шести тысяч картин, а сколько из них он продал русскому царю и турецкому султану – никто точно не знает.
«Вид Константинополя» (1849)
Гонорар: 5 000 рублей
Что можно было купить на эти деньги:
комфортабельную четырёхместную карету (2000 ₽),
2 меховые шкуры голубого песца (2 000 ₽),
500 бутылок коньяка (1 000 ₽).
И если представить, что хотя бы половину из этих картин Айвазовский продал за 5 000 рублей, то получается 15 миллионов рублей. Сумма эта не вызывает сомнений, если знать об имуществе художника в Феодосии: особняк, водопровод, который снабжал питьевой водой Феодосию, здание археологического музея на горе Митридат и около 13 000 га земли в крымском Шах-Мамае.