На главную

Величественный недострой

Современного понятия «вложиться в недвижимость» на рубеже XVIII–XIX веков не было, но в «дома» всё же вкладывались – в жилые, государственные и божьи. 2 843 434 рубля запросила особая комиссия у Павла I на строительство Казанского собора – одного из символов города на Неве. Император согласился и чуть позже скончался. Собор не достроили, но это не мешает ему быть ключевой достопримечательностью Северной столицы. Рассказываем про величественный недострой.

Андрей Никифорович Воронихин
1759–1814

Начнём, пожалуй, со сметы. 2 843 434 рублей (данные из архивов епархии) в реалиях января 2023 года не хватит и на студию в спальном районе Петербурга, чего уж говорить об историческом центре города. Зато по меркам начала XIX века – когда зарплата, например, простого рабочего каменщика составляла не более 300 рублей в год – сумма выходит очень и очень приличная.

Денег должно было хватить на проект крепостного архитектора Андрея Воронихина: купол диаметром 17 метров, высота от фундамента до вершины 71,5 метра, а это почти 25-этажный дом, и две колоннады коринфского ордера, что было исключительно не свойственно православным застройкам того времени, но соответствовало пожеланию Павла I – привнести в облик собора мотивы Базилики Святого Петра в Ватикане.

Топонимический концентрат

Казанский собор, хранящий список Казанской иконы Божией Матери, расположен на Казанской площади между Казанской улицей и Казанским мостом на Казанском острове Санкт-Петербурга.

Колоннада современников Воронихина возмущала сначала слухами о том, что видом сверху напоминала масонский образ песочных часов, после – фактом «недостроя». По официальной версии, из-за нехватки бюджета, но никак не из-за разногласий на почве роста влияния масонской ложи. Недостроенной осталась вторая колоннада, по проекту обращённая в сторону нынешнего переулка Сергея Тюленина. Тем не менее Казанский собор, полностью возведённый из отечественных материалов и без участия иностранных специалистов, со временем укоренился в архитектурном ансамбле города, да и в сердцах петербуржцев тоже.

Русская душа

Как гласит городская легенда, главное отличие Казанского собора от Базилики Святого Петра – распахнутые, словно русская душа, «рукава» колоннады, в Ватикане у неё более закрытая форма. Интересно и другое архитектурное решение Воронихина – скрыть за колоннадой асимметрию храма: основной вход ориентирован не на главный Невский проспект, а на Большую Мещанскую улицу, купол при этом расположен не в центре.

После победы в Отечественной войне 1812 года Михаил Илларионович Кутузов предложил собрать в Казанском соборе военные трофеи, взятые русскими войсками. В связи с этим храм неофициально называют мемориальным памятником воинской славы России. Здесь также находится могила Михаила Илларионовича, а на площади перед собором установлены монументы выдающимся русским полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли. Сложно с этим фактом уживается советский период, когда собор являлся площадкой Музея атеизма и истории религии, но, как и многое в православной культуре, его история пережила страдания и принятие. И тем значимее становится его роль в статусе кафедрального собора города.

Дебит классик

У платёжных карт «Мир» Акционерного Банка «РОССИЯ» особый дизайн. Вся линейка – это собрание исторических и культурных памятников России, которые изображены в рамке, повторяющей географический контур страны. На карте Classic Debit Банка «РОССИЯ» представлен Казанский кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии. Из двух стилей, ампира и классицизма, Андрей Воронихин создал в 1801–1811 годах архитектурный шедевр с потрясающей воображение коринфской колоннадой и величественным куполом.

Подробнее о платёжных картах Банка «РОССИЯ» с кешбэком и бонусами читайте на abr.ru.

Подробнее